1С:Предприятие — единая платформа для автоматизации деятельности организации: бухгалтерского, кадрового, управленческого и финансового учета. Интеграция соответствующих прикладных решений (конфигураций) программы позволяет управлять всеми аспектами деятельности нескольких компаний, одной компании, ее подразделений и разными направлениями бизнеса в универсальной рабочей среде. Пользователь самостоятельно выбирает нужные прикладные решения для своего предприятия и работает с ними в единой защищенной системе управления бизнес-процессами. Все конфигурации построены на общих принципах, их можно настраивать и изменять под специфику организации.
Особенности единой платформы «1С:Предприятие»
Преимущества системы:
- 100% настраиваемость рабочих процессов в соответствии с потребностями бизнеса;
- удобный интерфейс помогает быстро освоить программу и вносить изменения без помощи программиста;
- большая библиотека универсальных подсистем для ускорения и стандартизации разработки, настройки и поддержки;
- возможность вести отчетность для нескольких предприятий в одной базе;
- масштабируемость прикладных решений в зависимости от объемов задач;
- оформление и интерактивная работа с отчетами, печатными формами.
-
Состав платформы «1С:Предприятие»
Платформа «1С:Предприятие» — основа для запуска «конфигураций» или прикладных решений, разработанных программистами 1С. Ее гибкость позволяет объединить в единой информационной среде решения для различных задач по организации управления бизнесом. Таким образом, сама система «1С:Предприятие» состоит из технологической платформы и различных конфигураций. Пользователь чаще всего работает с каким-то прикладным решением, а не с самой платформой. Она лишь служит базой для создания, запуска, изменения конфигураций и работы с ними. Так на базе одной информационной среды можно автоматизировать разные виды деятельности.
Конфигурируемость — главное свойство системы «1С:Предприятие». Она дает возможность менять типовые прикладные решения под нужды бизнеса, дорабатывать их, учитывая специфику предприятия, и создавать новые версии конфигураций самостоятельно. Платформа не зависит от отрасли, в которой работает компания, она универсальна для всех конфигураций.
Полностью настраиваемая система позволяет учесть все особенности ведения учета в конкретной организации и быстро внести коррективы при изменении внешних условий. Для этого в состав «1С:Предприятие» входит «Конфигуратор», с помощью которого можно менять настройки и внешний вид программы, управлять поведением форм и свойствами объектов.
Конфигурированием занимаются франчайзинговые предприятия, которые специализируются на поддержке продуктов 1С или программисты самой организации.
Основные функции платформы «1С:Предприятие»
В зависимости от набора конфигураций, система способна выполнять одновременно несколько различных функций:
- автоматизировать организационную и хозяйственную деятельность предприятия;
- вести управленческий учет и выстраивать аналитику;
- решать задачи по планированию, ведению бюджета и анализу финансов;
- регламентировать отчетность, вести бухгалтерский учет и управлять несколькими планами счетов;
- рассчитывать зарплату сотрудников и управлять персоналом.
Руководитель сам определяет, какие функции автоматизации необходимы его предприятию в зависимости от поставленных целей и групп ответственных пользователей.
- 1С:Предприятие — единая платформа для автоматизации деятельности организации: бухгалтерского, кадрового, управленческого и финансового учета. Интеграция соответствующих прикладных решений (конфигураций) программы позволяет управлять всеми аспектами деятельности нескольких компаний, одной компании, ее подразделений и разными направлениями бизнеса в универсальной рабочей среде. Пользователь самостоятельно выбирает нужные прикладные решения для своего предприятия и работает с ними в единой защищенной системе управления бизнес-процессами. Все конфигурации построены на общих принципах, их можно настраивать и изменять под специфику организации.
Особенности единой платформы «1С:Предприятие»
Преимущества системы:
- 100% настраиваемость рабочих процессов в соответствии с потребностями бизнеса;
- удобный интерфейс помогает быстро освоить программу и вносить изменения без помощи программиста;
- большая библиотека универсальных подсистем для ускорения и стандартизации разработки, настройки и поддержки;
- возможность вести отчетность для нескольких предприятий в одной базе;
- масштабируемость прикладных решений в зависимости от объемов задач;
- оформление и интерактивная работа с отчетами, печатными формами.
Состав платформы «1С:Предприятие»
Платформа «1С:Предприятие» — основа для запуска «конфигураций» или прикладных решений, разработанных программистами 1С. Ее гибкость позволяет объединить в единой информационной среде решения для различных задач по организации управления бизнесом. Таким образом, сама система «1С:Предприятие» состоит из технологической платформы и различных конфигураций. Пользователь чаще всего работает с каким-то прикладным решением, а не с самой платформой. Она лишь служит базой для создания, запуска, изменения конфигураций и работы с ними. Так на базе одной информационной среды можно автоматизировать разные виды деятельности.
Конфигурируемость — главное свойство системы «1С:Предприятие». Она дает возможность менять типовые прикладные решения под нужды бизнеса, дорабатывать их, учитывая специфику предприятия, и создавать новые версии конфигураций самостоятельно. Платформа не зависит от отрасли, в которой работает компания, она универсальна для всех конфигураций.
Полностью настраиваемая система позволяет учесть все особенности ведения учета в конкретной организации и быстро внести коррективы при изменении внешних условий. Для этого в состав «1С:Предприятие» входит «Конфигуратор», с помощью которого можно менять настройки и внешний вид программы, управлять поведением форм и свойствами объектов.
Конфигурированием занимаются франчайзинговые предприятия, которые специализируются на поддержке продуктов 1С или программисты самой организации.
Основные функции платформы «1С:Предприятие»
В зависимости от набора конфигураций, система способна выполнять одновременно несколько различных функций:
- автоматизировать организационную и хозяйственную деятельность предприятия;
- вести управленческий учет и выстраивать аналитику;
- решать задачи по планированию, ведению бюджета и анализу финансов;
- регламентировать отчетность, вести бухгалтерский учет и управлять несколькими планами счетов;
- рассчитывать зарплату сотрудников и управлять персоналом.
Руководитель сам определяет, какие функции автоматизации необходимы его предприятию в зависимости от поставленных целей и групп ответственных пользователей.
Цели автоматизации в системе «1С:Предприятие»
Анализ и управление эффективностью работы организации
Функция анализа и управления эффективностью работы организации в системе «1С:Предприятие» предназначена для руководителей и менеджеров, которые несут ответственность за развитие и прибыльность бизнеса. С ее помощью управленцы получают актуальную информацию о деятельности предприятия и могут использовать ее для принятия решений по бюджетированию, прогнозированию продаж и проводить анализ рентабельности предприятия.
Учет и управление оперативной деятельностью
Функция учета и управления оперативной деятельностью предназначена для сотрудников организации, которые непосредственно занимаются продажами, производством товаров и оказанием услуг. Она отвечает за эффективную работу предприятия и обеспечивает:
- учет и управление движением товаров;
- операции с приемом и отслеживанием заказов;
- подготовку сопровождающих документов;
- управление выпуском продукции.
Регламентированный учет и отчетность
Функция регламентированного учета и отчетности предназначена для бухгалтерского отдела и сотрудников, занимающихся расчетом заработной платы. Она создана для обеспечения ведения бухгалтерского и налогового учета, а также составления отчетности в соответствии со всеми требованиями законодательства. Порядок заполнения регламентированных форм и отчетов определяется нормативными документами, издаваемыми различными государственными органами.
Виды конфигураций в «1С:Предприятие»
К конфигурациям относятся пользовательские приложения для решения определенных задач:
- торговый учет;
- бухгалтерский учет;
- налоговый учет;
- документооборот;
- управление персоналом и т. д.
Конфигурации бывают типовыми и нетиповыми:
- К типовым относятся продукты, разработанные компанией 1С. Это универсальные решения, которые подходят для различных видов деятельности. К ним относятся «1С:Бухгалтерия», «1С:Зарплата и управление персоналом», «1С:Документооборот» и многие другие. Типовые конфигурации постоянно совершенствуются компанией 1С и проходят проверки, потому более надежны, чем нетиповые, а при их разработке учитываются опыт и пожелания пользователей. Но такой продукт необходимо настраивать под нужды конкретной организации.
- Нетиповые конфигурации разрабатывают фирмы-партнеры 1С. Их программисты модифицируют готовые продукты и создают новые прикладные решения на базе платформы 1С:Предприятие. Но перед внедрением все новые конфигурации должны пройти сертификацию в фирме 1С и получить логотип «1С:Совместимо». Нетиповые продукты узкоспециализированы и не требуют сложных настроек. Примеры таких конфигураций: «1С:Молокозавод», «1С:Управление птицефабрикой», «1С:Рыбопереработка».
Режимы запуска программы «1С:Предприятие»
В программе «1С:Предприятие» есть два режима запуска:
- «1С:Предприятие» — в этом режиме запускаются конфигурации с информационными базами данных организации. Это рабочая среда, в которой можно вводить данные, заполнять справочники, формировать отчеты и запускать обработки, но нельзя менять структуру конфигурации.
- «Конфигуратор» — режим разработки, предназначенный для программистов 1С. Он входит в стандартную поставку платформы «1С:Предприятие» и позволяет создавать или изменять структуру базы данных и модули программ, но не дает вносить информацию в базы данных.
Таким образом, режим «1С:Предприятие» предназначен для обычных пользователей и работы с прикладными решениями. В «Конфигураторе» программисты редактируют структуры и модули, что позволяет быстро разрабатывать и модифицировать прикладные решения без использования дополнительных программ.
На уровне платформы зафиксирован определенный набор объектов, которым может оперировать программист, что позволяет стандартизировать процесс разработки и проводить быстрое редактирование конфигураций. В системе «1С:Предприятие» существуют несколько дополнительных механизмов для облегчения труда разработчика: механизм подсистем, групповая разработка и т. д.
Объекты конфигурации «1С:Предприятие»
Любое прикладное решение состоит из нескольких составных элементов или объектов конфигурации. Из них разработчик собирает определенную структуру, а затем описывает связи между ее частями с помощью специфических алгоритмов. Перед созданием прикладного решения выполняются следующие шаги:
- Проводится анализ бизнес-процессов.
- Изучаются предметные области.
- В каждой области выделяются бизнес-сущности.
- На их основе выбираются объекта для новой конфигурации.
Среди объектов могут быть:
- документы — учет хозяйственных операций;
- регистры — информация об изменении объектов и т. д.
- справочники — списки возможных значений атрибутов;
- константы — значения по умолчанию, настройки;
- другие компоненты.
Пример взаимодействия объектов конфигурации в «1С:Предприятие»
Поведение объектов и их связь друг с другом прописывается в алгоритмах программы. В качестве примера стандартного поведения объектов и их взаимодействия в системе можно привести связь «Документов», «Регистров» и «Справочников». У документов в системе «1С:Предприятие» есть три различных состояния:
- Документ открыт, данные заполнены, но не сохранены.
- Данные заполнены и сохранены, но документ не проведен.
- Документ проведен.
Данные в системе хранятся по-разному, в зависимости от трех этих состояний. Если документ не сохранен, то в базе его нет, и при отмене действия он может потеряться. После сохранения, данные остаются в документе, но не в регистре, и попадают в него только после проведения. В системе «1С:Предприятие» у документов есть реквизиты, которые сохраняются в справочниках. Например, в «Контрагентах» могут храниться данные о покупателях и продавцах, а в «Номенклатуре» — каталог товаров и услуг.
В системе 1С программист оперирует метаданными или объектами конфигурации, которые по сути являются «данными о данных». Добавление нового объекта в структуру прикладного решения добавляет новое описание способа размещения данных и их взаимодействия друг с другом в информационной базе.
Из объектов конфигурации собирается новое прикладное решение. Для упрощения работы разработчика, платформа «1С:Предприятие» оснащена удобным графическим интерфейсом. С его помощью программист может описать состав каждого объекта, который используется в создаваемой им конфигурации. На основе этого описания создаются информационные структуры в базе данных платформы, согласно которым она будет взаимодействовать с хранящимися в них данными. Все действия будут происходить автоматически, в зависимости от типа объектов.
Масштабируемость системы «1С:Предприятие»
Масштабируемостью называется способность системы подстраиваться под изменения требований и увеличение объемов задач. Платформа «1С:Предприятие» оснащена специальными механизмами, которые позволяют сохранять эффективность работы при изменении условий и количества данных.
У программы существует несколько режимов, в зависимости от количества пользователей:
- Файловый вариант или однопользовательский режим, когда локальная база расположена на том же компьютере, что и платформа, и только один пользователь может работать с ней. Оптимален для работы в домашних условиях.
- Работа с файловым вариантом по локальной сети, когда несколько пользователей пользуются одной информационной базой. Подходит для небольших предприятий.
- Вариант «клиент-сервер», который рассчитан на одновременную работу нескольких пользователей. При этом программа взаимодействует с кластером серверов 1С:Предприятие и по необходимости обращается к серверу баз данных. Такой режим рассчитан на большие организации, где важно быстро и эффективно обрабатывать данные в процессе одновременной работы большого количества пользователей.
- Использование механизма распределенных информационных баз для обеспечения идентичности их конфигурации и обмена данными без дополнительного программирования. Такой вариант подходит крупным холдингам и сочетает в себе файловый и клиент-серверный способ работы.
Прикладные решения одинаково работают как в файловом варианте, так и в клиент-серверной версии. Их не нужно редактировать при изменении режима работы.
Администрирование «1С:Предприятие» и интеграция с другими системами
Помимо конфигуратора, на платформе используются другие удобные инструменты для администрирования:
- мониторинг действий пользователей;
- управление пользовательскими настройками и механизмами аутентификации;
- настройка параметров и работа с информационной базой;
- резервное копирование;
- возможность восстановления файловой базы данных;
- обновления конфигурации и др.
Открытость и гибкость платформы дают возможность интегрировать ее с большинством внешних программ и оборудованием на основе открытых стандартов и протоколов передачи данных. Встроенные механизмы позволяют обмениваться данными различных форматов, поддерживать протоколы обмена и стандарты взаимодействия других подсистем, получать доступ ко всем объектам системы. Для каждой задачи в программе предусмотрен отдельный удобный инструмент.
Понятный интерфейс платформы «1С:Предприятие» помогает новым пользователям быстро обучаться работе с программой, а опытным — легко переключаться между конфигурациями и осваивать их.